Основной чертой организации страхового дела является его демонополизация и разнообразие организационно-правовых форм. Страховой рынок-особая социально-экономическая среда, сфера экономических отношений, где объектом купли-продажи выступает страховая защита, формируются спрос и предложение на нее. Объективная основа его развития- необходимость обеспечения бесперебойности процесса воспроизводства путем оказания денежной помощи пострадавшим в случае непредвиденных неблагоприятных обстоятельств. Страховой рынок - это и форма организации денежных отношений по формированию и распределению страхового фонда для обеспечения страховой защиты общества; и совокупность страховых организаций, принимающих участие в оказании соответствующих услуг. Обязательные условия существования страхового рынка: 1) потребность общества в страховых услугах и наличие страховщиков, способных ее удовлетворить. В России страховые компании превратились в полноценных субъектов хозяйственной жизни; 2) конкуренция страховых организаций (соперничество за привлечение страхователей, мобилизацию денежных средств в страховые фонды, выгодное инвестирование и достижение высоких конечных финансовых результатов) . При наличии одинаковых видов страхования конкуренция выражается в создании более удобных условий, форм заключения договоров и уплаты страховых взносов, а также в снижении тарифных ставок ив в точном определении возможного ущерба, в быстрой выплате страхового возмещения. В зависимости от масштаба спроса и предложения страховой рынок бывает внутренним, внешним и мировым (международным) . Внутренний страховой рынок- местный рынок, на котором существует непосредственный спрос на страховые услуги, призванные удовлетворять интересы конкретного страхователя. Внешний страховой рынок - рынок, находящийся за пределами внутреннего рынка и тяготеющий к смежным страховым компаниям как в данном регионе, так и за его пределами. Мировой страховой рынок -предложение и спрос на страховые услуги в масштабах мирового хозяйства. По отраслевому признаку выделяют: • рынок личного страхования; • имущественного страхования; • страхования ответственности; • страхования экономических рисков. Каждый из них имеет свои обособленные сегменты. Товар страхового рынка - страховая услуга, которую можно предоставить физическому или юридическому лицу на основе договора или закона. Ассортимент страхового рынка - это перечень видов страхования, которыми может воспользоваться страхователь. 2 тенденции в практике страхования: 1) специализация (связана с углубляющимся разделением труда, что отражается и на страховом деле) ; 2) универсализация деятельности страховщиков ( их вторжение в смежные виды деятельности) . Новая роль страховых компаний -выполнение функций кредитных институтов (занимаются кредитованием определенных сфер и отраслей хозяйственной деятельности) .