Основные размеры диагональной шины приводятся в дюймах и миллиметрах, например 6.15-13/155-13, где: 6.15 - условная ширина профиля шины в дюймах; 13 - посадочный диаметр шины в дюймах, а также может обозначаться в миллиметрах (330); 155 -условная ширина профиля шины в миллиметрах. [img]http://www.vse-shini.ru/images/poleznoe/image11.jpg[/img] Рис.1. Индексы скорости шин. Радиальная шина также имеет смешанное миллиметрово - дюймовое обозначение. Например, 165/70 R13 78S Steel radial Tubless, где: 165 - условная ширина профиля шины (B),%. Если соотношение H/B в обозначении шины отсутствует, значит, оно равно 0,80::0,82. Начиная с Н/В = 0,80 и ниже до 0,30 в обозначении шины (через каждые 0,05), этот показатель обязательно входит в обозначение шины; R - обозначение радиальной шины; 13 - посадочный диаметр в дюймах; 78 - условный индекс грузоподъемности шины; S - индекс скорости шины (рис. 1); "Steel Radial" - радиальная шина с металлическим кордом; "Tubeless" или "TL" - бескамерное исполнение шины. Шины, работающие с камерами, обозначаются "TUBE TYPE" или "ТТ" (на немецком MIT SCHLAUCH), но могут и не иметь никакого специального обозначения. Ширина профиля шины (В) связана с шириной обода колеса соотношением 6=0,70-0,75 В (см. табл. 1 и 2 в конце материала). Например, для шины с шириной профиля 165 мм потребуется колесо с шириной обода 115 или 124 мм (обозначение в маркировке колеса соответственно 4 1/2 или 5 дюймов ). Размеры колес и шин для каждой конкретной модели, а иногда и модификации автомобиля указаны в Руководстве по эксплуатации, изданном предприятием-изготовителем автомобиля, и отступать от этих норм не следует, так как в них заложены номинальные показатели устойчивости, управляемости, проходимости автомобиля во всем диапазоне его скоростей. Не оговаривается только рисунок протектора шин, который каждый владелец выбирает самостоятельно, исходя из конкретных условий эксплуатации, сезона, стиля вождения, а также своих финансовых возможностей. Однако в любом случае применяемые шины должны строго соответствовать указанным производителем автомобиля параметрам: геометрическим размерам, грузоподъемности и максимальной скорости. [img]http://www.vse-shini.ru/images/poleznoe/image12.jpg[/img] Рис.2. Обозначения на шинах, предназначенных для американского рынка. На боковину шины наносят и дополнительные обозначения (рис. 2). Например, кроме индекса грузоподъемности, часто обозначается максимальная нагрузка (Maximum Load) и соответствующее этой нагрузке внутреннее давление в шине (Maximum Pressure). При этом нагрузка указывается в фунтах (LBS), а давление - в фунтах на квадратный дюйм (PSI) для шины в "холодном" состоянии (1 LBS=0,4536 кг; 1 PSI=0,0069 МПа). Как правило, эксплуатационная нагрузка и внутреннее давление в шине несколько меньше, чем ее максимальные возможности, т.е. шина подбирается на автомобиль с "запасом". Особенно хорошо такой "запас" виден на скоростных автомобилях или легковых многоцелевых полноприводных машинах. Шины крупных фирм могут иметь оригинальные дополнительные обозначения. Например, компания "Гудиер" (Goodyear) использует логотипы (схематические рисунки), обозначающие "место" этой шины в производственной программе, а также размещает и другую информацию. Прочность каркаса условно оценивается так называемой нормой слойности PR (RLY RATING). Чем прочнее каркас, тем большее давление воздуха выдерживает шина, и, следовательно, имеет большую грузоподъемность. Для легковых автомобилей используют шины с нормой слойности 4PR и иногда 6PR, причем в этом случае последние имеют надпись "Reinforced", т.е. "усиленные" (шины повышенной грузоподъемности). На легких грузовиках и микроавтобусах наиболее употребительны именно шины с 6PR и 8PR. О повышенной слойности (т.е. прочности) шины может свидетельствовать буква "С" (commercial), которая ставится после обозначения посадочного диаметра (например, 185R14C). Следует иметь в виду, что норма слойности - понятие условное. Как правило, ее цифра не соответствует числу слоев каркаса. Знак на боковине шины (TWI) показывает расположение отметок остаточной высоты рисунка протектора в основных канавках. Для стран Европейского Союза и Российской Федерации остаточная высота рисунка протектора изношенной легковой шины должна быть не менее 1,6 мм . Шины скоростных автомобилей могут иметь направленный рисунок протектора и -в этом случае обязательно - указатель (стрелку), показывающий требуемое направление вращения (Rotation). Асимметричные шины требуют внимательности и при монтаже - внутренняя сторона должна быть обращена к элементам подвески, а наружная - к внешней стороне автомобиля. Такие шины имеют надписи "сторона, обращенная внутрь" (side facing inwards) и "сторона, обращенная наружу" (side facing outwards). Шины для зимней эксплуатации с развитым рисунком протектора обозначаются "M+S" или "M&S" (снег и грязь). Такие шины имеют более глубокий протектор, они более тяжелые, шумные и менее быстроходные. Надпись "secunda" или две буквы "ДА" на шине говорят о ее второсортное T, т.е. о наличии второстепенных дефектов, не влияющих на динамическую прочность. [img]http://www.vse-shini.ru/images/poleznoe/image13.jpg[/img] Рис.3. Обозначения на шинах российского и европейского производства для легковых автомобилей и легких грузовиков: 1 -национальный знак соответствия шины, сертифицированной на соответствие требованиям государственного стандарта; 2 - обозначение, указывающее, что шина соответствует Правилам ЕЭК ООН. Число - номер страны, выдавшей сертификат соответствия; 3 - обозначение ALL SEASON для шин с всесезонным рисунком протектора; 4 -название страны-изготовителя на английском языке; 5 - символ, обозначающий место расположения индикаторов износа (выступов на дне канавок протектора). При износе протектора до глубины расположения указателей эксплуатацию шины необходимо прекратить; 6 - обозначение номера технических условий для шин, выпускаемых по ГОСТ; 7 - обозначение RADIAL для шин радиальной конструкции. Может не указываться; 8 - торговая марка; 9 - обозначение шины; 10 - дата изготовления (две последние цифры - год изготовления); 11 индекс "С", указывающий, что шина предназначена для легких грузовиков и автобусов особо малой вместимости и подлежит сертификации в соответствии с Правилом № 54 ЕЭК ООН; 12 -индекс грузоподъемности; 13 - индекс скорости (см. рис. 1); 14 - обозначение STEEL для шин с металлокордным брекером. Обозначение ALL STEEL имеют шины с металлокордным бреке-ром и каркасом. 15 - направление вращения шины (для шин с направленным рисунком протектора);16- обозначение OUTSIDE (наружная сторона) для шин с направленным рисунком протектора; 17 - обозначение M+S или M&S (грязь + снег) для шин с зимним рисунком протектора; 18 - обозначение REINFORCED для усиленных шин. Может также встречаться обозначение REGROOVABLE на шинах, имеющих возможность углубления рисунка протектора нарезкой; 19 - обозначение TUBELESS длябескамерных шин. Камерные шины обозначаются TUBE TYRE. При отсутствии обозначения шину следует считать камерной; 20 - обозначение номера технических условий для шин, выпускаемых по ТУ(без года утверждения); 21 - товарный знак предприятия-изготовителя; 22 - модель шины (условное обозначение шины, присваиваемое разработчиком). Информация предоставлена сайтом http://aos.at.ua |